28.07.2017

Валентина Борисова: детский доктор с полувековым опытом

Коллектив Victory Clinic сердечно поздравляет с юбилеем Валентину Ивановну БОРИСОВУ —  врача-гастроэнтеролога, врача-педиатра, профессионала своего дела и просто доброго, отзывчивого человека. Валентина Ивановна является врачом высшей квалификационной категории, Отличником здравоохранения РС (Я) и РФ.

%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%b0

Валентина Ивановна, расскажите о себе.

— Я родилась  в деревне Юденки Калужской области. Отец пропал без вести, на войне, поэтому, чтобы прокормить нас,  мама – Евдокия Михайловна, много работала. С детства я мечтала стать врачом. Но жизнь после войны была трудной, и я усердно помогала матери. Для того, чтобы быстрее получить специальность после окончания средней школы,  поступила в Ногинское медицинское училище Московской области, по окончании которого, в числе таких же энтузиастов-романтиков, откликнувшихся на зов партии и сердца, поехала в далекую Якутию. И начала трудовую деятельность в тубсанатории «Хомустах» Мегино-Кангаласского района постовой медсестрой, затем процедурной, через год — старшей. Будучи медсестрой тубсанатория, помимо обязательных сестринских процедур, я овладела врачебными манипуляциями, такими как плевральная пункция и искусственный пневмоперитонеум, применявшиеся для лечения больных туберкулезом легких и кишечника. Также приходилось ездить вместо заболевшего врача на вызов к больным (на мотоцикле в соседние деревни). Тогда в  больнице своими силами заготавливали лед и дрова. Практический опыт, накопленный за годы работы в тубсанатории, очень помог в дальнейшей врачебной деятельности.

Учебу на вечернем отделении медфака умело совмещала с работой и семейной жизнью. В это время вышла замуж за очень энергичного молодого специалиста, выпускника МГУ, спортсмена Ганса Григорьевича Борисова. За годы учебы родила двух детей, что по нынешним понятиям сравнимо с подвигом. Закончив медфак ЯГУ по специальности «лечебное дело» без интернатуры и специальной подготовки стала работать на самом ответственном участке педиатрии — в детской консультации  1 поликлиники, участковым врачом.

вдвоем

— Расскажите, пожалуйста,  о становлении вас как опытного врача.

— С началом работы в детской республиканской больнице, мне пригодился опыт общения с больными детьми и их родителями на участке. Волею судьбы пришлось работать во всех отделениях — терапевтическом, неврологическом, отделении патологии новорожденных, приемном покое, что дало возможность пополнить не только багаж знаний, но и приобрести практические навыки — сама оказывала реанимационные мероприятия, быстро научилась делать спинномозговую пункцию, овладела расшифровкой электрокардиограмм. С 1986 года назначена заведующей отделением, которое возглавляла на протяжении 14 лет. В I терапевтическом отделении всегда работали прекрасные доктора, и именно это отделение можно считать «кузницей кадров», т.к. в свое время здесь трудились Соболевский Виктор Феликсович, Тарасов Юлий Михайлович, Гурьева Раиса Семеновна, Самаркина Мария Васильевна, Дьячковская Валентина Евдокимовна, Дранаева Галина Гаврильевна, ставшие организаторами здравоохранения.

С 1998 я работала в гастроэнтерологическом отделении Педиатрического центра РБ№1-НЦМ. После переезда из Детской республиканской больницы, проведена огромная организационная работа. В этом отделении самое большое количество экстренных больных и, соответственно, самая высокая нагрузка. В условиях центра стало возможным проводить диагностику и лечение заболеваний органов пищеварения, наследственных болезней обмена веществ, лечение экзогенной интоксикации (отравлений веществами химической природы), ожогов органов пищеварения, аллергодерматозов у маленьких пациентов на самом современном уровне. С 2006 года совмещала основную работу с приемом пациентов в Victory Сlinic. А c 2013 года являюсь постоянным сотрудником клиники. В составе педиатрической детской клиники Victory Baby,  кроме врачей-педиатров, работают все узкие специалисты. Коллектив у нас очень дружный.  Работать с коллегами, профессионалами своего дела — одно удовольствие.

Валентина Ивановна Борисова во время осмотра

— Методы диагностики и лечения постоянно совершенствуются. Какие новые методы появились в гастроэнтерологии?

— Настоящим прорывом в области изучения заболеваний желудка стало выделение и идентификация нового вида микроорганизма — Helicobacter pylori, заселяющего слизистую оболочку этого органа человека. Инфекция вызывает развитие хронического гастрита и активно участвует в патогенезе язвенной болезни двенадцатиперстной кишки (ЯБДПК) и желудка (ЯБЖ). Уничтожение микроорганизма в большинстве случаев позволяет достичь длительного безрецидивного периода при ЯБДПК и ЯБЖ. Получено большое число доказательств в пользу причинной связи хронической персистенции микроорганизма с развитием аденокарциномы желудка, что позволило Международному агентству изучения рака (ВОЗ) назвать H. pylori канцерогенной для человека. Подсчитано, что предшествующая инфекция H. pylori является причиной как минимум 327 тыс. новых случаев рака желудка в год. Разработаны лекарственные схемы, которые уничтожают пилорический хеликобактер. Это позволяет излечить хронический гастрит, а при язвенной болезни является лучшей профилактикой рецидивов заболевания и кровотечений из язвы.

В настоящее время помимо рутинных анализов, стали доступны методы исследования желудочно-кишечного тракта с самого раннего возраста: ультразвуковое, эндоскопическое, аэротест (выявление Helicobacter pylori) и т.д.

— Какие меры профилактики посоветуете?

— Меры профилактикиначинать с рождения ребенка! Для ребенка до года основное питание — это грудное молоко. Вовремя должен вводиться прикорм (по назначению педиатра), т. к. при позднем введении ребенок, не зная вкуса другой пищи,  отказывается от нее. В старшем возрасте не увеличивать объем пищи без особых на то причин. Не увлекаться жирной, жареной едой, не давать детям шипучие напитки. Промежутки между кормлениями не должны быть более четырех часов.

У школьников гастродуодениты, язвенная болезнь зачастую связаны с режимом и качеством питания. Не все школы могут обеспечить горячим питанием. Кроме того, торопливая еда, да еще всухомятку, плохо пережеванная пища ведут к нарушению функции ЖКТ. Экология тоже имеет немаловажный фактор.  Участились заболевания кишечника по типу запоров, что тоже связано с нарушением питания: больше стали употреблять рафинированных продуктов, сладостей, хлебобулочных, макаронных изделий, жирной, жареной пищи. Малоподвижный образ жизни (телевизор, компьютер и мобильный телефон), также не способствуют нормальному функционированию пищеварительной системы.

— В последнее время стали очень популярны биологические добавки. Что это такое и как к ним относиться?

Биологически активные добавки к пище – это природные или идентичные природным вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

БАД не являются лекарствами и не могут заменить здоровую пищу, но вполне способны дополнить ее компонентами, необходимыми для нормальной работы организма.

БАД делятся на три группы. К первой относятся незаменимые компоненты пищи: витамины, минеральные вещества, аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты и т.д. Вторую группу составляют вещества, имеющие направленное физиологическое действие: органические кислоты, алкалоиды, гликозиды, ферменты, дубильные вещества и т.д. К третьей группе отнесены пробиотики, нормализующие состав и биологическую активность микрофлоры кишечника.

Использование БАД как вспомогательного элемента в комплексном лечении и реабилитации допустимо только после консультации с врачом.

IMG_0701

Быть врачом – это большая ответственность за жизнь и здоровье детей, за счастье их близких и за здоровое общество в целом. Вот почему, в медицине остаются только самые сильные и преданные делу люди, которые на протяжении всей жизни повышают уровень своих знаний и свое мастерство.

Уважаемая Валентина Ивановна! Пусть самой большой наградой для Вас станут улыбающиеся благодарные лица пациентов, которым Вы подарили радость полноценной жизни! Новых Вам достижений и крепкого здоровья!  Спасибо Вам за верность призванию, благородство и доброту, за то, что Вы бережно храните величайшую ценность на свете – человеческое здоровье и жизнь. Примите искреннюю признательность и пожелания всего самого хорошего!